Битурбо (Твинтурбо) — неофициальное обозначение наддувного мотора с двумя турбокомпрессорами. Прежде всего следует сразу пояснить, что разницы между терминами битурбо и твинтурбо не существует. Просто обозначение битурбо в мире более распространенное, чем твинтурбо ввиду наличия известной в 80-90х годах модели Maserati Biturbo, ставшей первопроходцем применения схемы битурбо на серийных автомобилях. Вот, собственно говоря, и вся разница.

    Схема битурбо двигателя Maserati

    Смысл схемы битурбо или твинтурбо заключается в том, что два турбокомпрессора имеют меньшую инерционность и их турбины быстрее раскручиваются, что приводит к увеличению отдачи мотора. Также встречаются последовательные схемы битурбо, где одна турбина работает на низких оборотах двигателя, а вторая подключается позже. К наиболее ярким примерам современного применения битурбо относятся Pagani Huayra, Koenigsegg Agera, McLaren MP4-12C.

    Обычные автомобили с турбонаддувом, как правило, довольствуются одним турбокомпрессором, а схема битурбо — это более сложный механизм, поэтому применяется только на самых мощных версиях гражданских моделей. Кроме того, в последнее время экономически выгодным выглядит применение более дешевой схемы twin-scroll даже на мощных модификациях. В свою очередь, для повышения эффективности дизельных двигателей часто предпочитают применять один турбокомпрессор взамен битурбо, но с изменяемой геометрией турбины.

    К наиболее изощренным технически схемам повышения отдачи наддувных моторов следует отнести компоновку с тремя турбокомпрессорами (BMW X5 M50d) или с четырьмя (Bugatti Veyron), а также комбинированную схему Twincharger, где в паре с турбокомпрессором трудится механический нагнетатель (модели концерна Volkswagen и Volvo). Ну а самым распространенным способом повышения отдачи наддувных моторов остается интеркулер, который применяется практически на всех современных двигателях с турбонаддувом.

    Пионеры серийного применения битурбо (таблица)

    Марка Год выпуска Рабочий объем двигателя, л Мощность, л.с.
    Ferrari F40 1987 2,9 478
    Jaguar XJ220 1991 3,5 500
    Maserati Biturbo 1981 2 180
    Mitsubishi 3000 GT 1990 3 280
    Nissan Skyline GT-R 1989 2,6 280
    Porsche 959 1986 2,8 450
    Toyota Supra 1986 2 205
    ЧИТАТЬ ТАКЖЕ

    Комментарии ()

    1. Симаков Иван 15 августа 2020, 19:49 # 0
      «Прежде всего следует сразу пояснить, что разницы между терминами битурбо и твинтурбо не существует.» — серъезно? Вы точно понимаете, что написали?
      1. Владимир Котеночкин 15 ноября 2023, 12:08 # 0
        В российской Википедии существует четкое разделение: битурбо — последовательный наддув, а твинтурбо — параллельный. Однако английский вариант Вики подобной градации не предусматривает и просто разделяет твинтурбо на последовательную и параллельную схему. Самое забавное, что упомянутая Мазерати Битурбо, согласно методике российской Вики, должна иметь последовательную схему, а по факту обладает параллельной

      Чтобы оставлять комментарии, требуется авторизоваться.

      Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить Вашу работу с веб-сайтом и обеспечить безопасность Ваших личных данных. Просматривая наш веб-сайт, Вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie, а также с нашей Политикой конфиденциальности.