Он и она
Saab и Lancia очень близки. У обеих компаний в прошлом масса технических инноваций, зрелищные победы суперкаров в автоспорте и незабываемый фирменный дизайн. Однако реалии сегодняшнего дня грустные, и выражение «на плаву» выглядит наиболее оптимистичным для описания состояния дел как итальянской, так и шведской фирмы. Зато их продукцию всегда отличала четкая половая принадлежность. Сааб — однозначно он, а Лянча — всегда она. Это вам не Порше, БМВ и прочие, где подобная идентификация всегда затруднительна.
В нашем случае он — это Saab 9-3 Viggen, а она — изящная двухдверка Lancia Kappa Coupe. Спортивные автомобили оснащены турбо-моторами схожей мощности, только швед предпочел иметь под капотом на 300 кубиков больший объем двигателя (всего 2,3 литра), а преимущество итальянки в лишнем цилиндре (пять против четырех у Viggen) и наличии балансирного вала противовращения, снижающего вибрации рядной «пятерки».
Надо заметить, что 9-3 Viggen и Kappa Coupe — идеальные объекты для тестов в стиле TOPRUSCAR. Во-первых, спорткары достаточно редкие и данный факт, в большинстве случаев, заставляет относиться к ним с коллекционной бережливостью, что благоприятно сказывается на техническом состоянии. А во-вторых, модели относительно доступные и в долгом упрашивании их владельцев провести сравнение автомобилей на сей раз не было необходимости.
Обладатель Saab 9-3 Viggen считает его вершиной эволюции шведской марки. По его словам более крупный и солидный Saab 9-5 недостаточно спортивен по определению, а следующий компактный Saab 9-3 в топовой версии имел уже шестицилиндровый мотор и весил на 200 кг тяжелее, что также мешает назвать его полноценным спорткаром. Да и последующие попытки выпускать Субару с эмблемой Сааба в целом подпортили репутацию последних моделей шведской фирмы.
Проблемы с репутацией были и у Лянчи, когда в 1980 году Lancia Beta ржавели буквально на глазах, вынудив впоследствии компанию выкупить дефектные машины у владельцев. Думаем, это послужило серьезным уроком для уважаемой итальянской компании — лакокрасочное покрытие Lancia Kappa Coupe 15-ти лет отроду находится в идеальном состоянии, ни в чем не уступая шведскому конкуренту, что в сочетании с оригинальной внешностью только усиливает эффект притягательности. Единственное к чему смог придраться наш знаток автомобильной истории — задние фонари, заимствованные у модели Delta второго поколения. Справедливости ради заметим, что в корму двухдверной Каппы подобная светотехника вписана довольно удачно и если этого не знать, то уличить престижное купе в унификации с более дешевой Дельта невозможно. А еще по замыслу дизайнеров внешность Kappa Coupe, созданная на укороченной (-120 мм колесной базы) платформе седана, должна пробуждать воспоминания о Lancia Flaminia Coupe 60-х годов. Не спорим, похоже.
Внутри итальянка радует, прежде всего, простором, который даже по сегодняшним меркам не дает поводов для критики, а запас места по ширине и вовсе царский. Сзади, особенно с учетом укороченного шасси, теснее, но и Saab не сахар. Вместимость галерки обоих уступает большинству современных представителей гольф-класса. Зато эргономику Лянчи можно назвать классической без каких либо изъянов, что было далеко не всегда для итальянских машин того периода. Жаль только кресла излишне мягковаты, видимо таким образом создатели хотели дополнительно подчеркнуть буржуазный имидж марки.
В соответствии с авиационными корнями шведской марки водительское место Сааба подходит под определение кокпит. Здесь, безусловно, меньше простора, чем в Kappa Coupe, но эта стесненность лишь добавляет спортивных ассоциаций в восприятии модели, тем более что эргономика великолепным образом сочетает оригинальный дизайн и удобство повседневного использования. Огромное спасибо креслам модели Viggen, ведь обычные Саабы 9-3 имели весьма удобные сиденья, но созданные с оглядкой на рынок США: их плотная набивка не даст усомниться американцу, что перед ним европейское авто, а минимальная боковая поддержка призвана блюсти традиционные ценности Нового Света. Мелкосерийный Viggen был лишен каких-либо обязательств и тут уже шведы, что называется, оторвались по полной. Один только внешний вид чего стоит, а уж анатомические свойства можно смело брать за эталон.
По современным меркам 220-сильная мощность соответствует уровню нынешних хот-хэтчей, но никак не топ-версиям премиум класса. Однако не стоит забывать, что и снаряженная масса наших подопечных также соответствует показателям современных «зажигалок» гольф-класса. Конечно, подобная энерговооруженность далека от показателей немецких AMG и M-sport, но ведь заряженные Саабы и Лянчи никогда не претендовали на лавры королей автобанов, предлагая меньшую мощность за меньшие деньги.
Характер разгона Saab 9-3 Viggen к нашему удивлению в высшей степени соответствует веяниям нынешней моды. Ровнейшая тяга во всем диапазоне оборотов, как у современных турбо-моторов схожей мощности. Убедительная динамика без явных всплесков и подхватов плюс меньший (в среднем на литр) расход топлива, чем у Лянчи. Полусекундное преимущество над итальянкой в разгоне до сотни подтвердилось полностью, а на более высоких скоростях динамика Viggen воспринимается в лучших традициях Gran Turismo.
Если разгон Сааба — это надежность, практичность и экономичность, то динамика Lancia Kappa Coupe — это, прежде всего, эмоции. Нет ничего лучше для современного человека с бензином в крови, уставшего от стерильности машин 21-го века, чем очутиться за рулем подобного аппарата. Весь кайф заключен в двухступенчатом характере пятицилиндрового турбо-мотора. Каппа степенно трогается с места и поначалу кажется, что мы погорячились, взяв в пару к мощному Саабу эту итальянку. Дело усугубляется более развитой шумоизоляцией и благородной работой механизма переключения передач, на фоне которого 5-ступенчатая механика Сааба по-спортивному грубовата. В общем, бизнес-класс да и только. Именно поэтому турбо-взрыв после 4000 об/мин выглядит как что-то из ряда вон. Даже в протестированной ранее Honda Accord Type-R схожее по накалу неистовство более ожидаемо, благодаря внешнему и внутреннему антуражу.
Мотор Лянчи мгновенно выкручивается до предельных 7 тысяч, и ты уже начинаешь жалеть о том, что ограничитель оборотов срабатывает так рано. Заметим, что в Saab 9-3 при максимально эффективном разгоне, в большинстве случаев, предпочитаешь переключаться на пяти тысячах. Дальнейший рост оборотов происходит не столь динамично, как хотелось бы, и это при том, что пик мощности шведского мотора приходится на 5500 об/мин.
А почему, собственно говоря, несовременно? Мы считаем, что характеристики силового агрегата Lancia Kappa Coupe очень уместны в российских условиях, когда обгон в разрешенных местах происходит по «встречке». Сбросил пару передач и молниеносно миновал опасный участок. Один из коллег TRC даже высказал пожелание на счет того, что неплохо было бы иметь в современных машинах, умеющих менять чувствительность руля, педали газа и коробки передач, кнопку с надписью «Ретро» для придания турбо-мотору характеристик, схожих с двигателем Lancia Kappa. Очень удобно, особенно на «двухполоске».
Управляемость итальянки, также как и характер двигателя, раскрывается на верхах, то есть в скоростном прохождении поворотов. Полностью независимая подвеска и вискомуфта, блокирующая дифференциал для равномерного распределения крутящего момента между передними колесами, снижают степень недостаточной поворачиваемости до минимума. Крены по меркам класса минимальны, а придраться можно лишь к минимальному реактивному действию на руле, снижающему уровень взаимосвязи с автомобилем. Зато чувствительность рулевого управления с 3-мя оборотами от упора до упора можно признать идеальной во всех отношениях.
А что же Сааб? Главным сюрпризом стала комфортабельная подвеска, по плавности хода опережающая шасси Каппа Купе. Дело в том, что ходовая часть 9-3 Viggen получила более тонкие стабилизаторы поперечной устойчивости, чем у 200-сильного Saab 9-3 turbo, а все настройки свелись к подбору укороченных пружин и жестких амортизаторов. Добавьте сюда рулевое управление с 3,4 оборотами от упора до упора от базовых модификаций 9-3, отсутствие блокировки дифференциала и станет ясно, что ровный характер мотора вкупе с высокой плавностью хода — вполне осознанный реверанс в сторону классических Gran Turismo.
Ведь если честно, то Саабы 900/9-3 никогда не отличались изысканной управляемостью. Шасси Opel Vectra A с задней полузависимой подвеской, на базе которого и построены эти Саабы, просто не было заточено под спорт. Именно поэтому 900/9-3 ценили, прежде всего, за дизайн, качество, безопасность и динамику, а уже потом за надежную (но не более того) управляемость. И Saab 9-3 Viggen, являющийся вершиной эволюции девятисотого семейства, радует в первую очередь комфортом. Конечно, мягкость подвески, мотора и руля практически не мешают быстро проходить повороты, но удовольствие от активного вождения не столь очевидное, как в Лянче. Снос передка выражен сильнее, реакции на педаль газа степенны и совмещать динамичную езду со скольжениями совсем не хочется.
Мы не в обиде на Сааб. Его характер полностью соответствует духу шведских машин, тем более что назвать полноценным спорткаром Lancia Kappa Coupe тоже нельзя. Просто итальянцы постарались наделить Лянчу южным темпераментом в лице взрывного характера мотора и более жесткой подвески, а это нам ближе, чем сдержанность Saab 9-3 Viggen. И, конечно, общение с автомобилями прошедшей эпохи в очередной раз напомнило нам, насколько сильно они могут отличаться друг от друга. А в отношении Kappa Coupe и 9-3 Viggen можно добавить, что разность их потенциалов максимальна и максимально далека от усредненного идеала современности, что вероятно и послужило одной из причин упадков обеих компаний. Желаем скорейшего процветания и Lancia и Saab. Ваших произведений нам сильно не хватает.
Фотографии компаний SAAB и Lancia
Комментарии ()
Чтобы оставлять комментарии, требуется авторизоваться.