Хэтчбеки или кроссоверы?
«Провести сравнительный тест-драйв Mercedes GLA 45 AMG и Audi RS Q3 — это архи важно даже для проекта, ориентированного на тест-драйвы суперкаров», — пошутил в ленинском стиле один из коллег и был отчасти прав. Конечно, мы немного недолюбливаем кроссоверы — более высокие и тяжелые машины, по определению, едут хуже. Однако с высотой здесь почти полный порядок. Особенно отличился Mercedes GLA 45 AMG, который выше того же BMW M5 всего на 12 мм. Высота Audi RS Q3 на сантиметр обгоняет GLA, но также не выходит за рамки приличий даже по меркам спорткаров. Спасибо клиренсу, который у обоих дуэлянтов не превышает легковых 145 мм.
Низкая посадка у компактных кроссоверов — это тренд. Инженеры вполне осознанно стараются не наделять свое детище внушительным дорожным просветом, польза от которого на дорогах с твердым покрытием стремится к нулю, особенно когда речь идет о чистенькой Европе. Зато плюсы от легкового клиренса очевидны и заключаются в меньшем центре тяжести, кренах в поворотах и, как следствие, возможности сделать подвеску более мягкой для лучшей плавности хода. Помимо наших подопечных к ярким примерам такого подхода можно причислить Peugeot 2008 или Volvo V40 Cross Country.
Увеличение снаряженной массы на 250 кг, по сравнению с обычными хот-хэтчами гольф-класса, также не столь существенно и при грамотном подходе может сойти на нет. А вот более трех сотен сил под капотами участников данного тест-драйва внушали если не трепет, то всяческое уважение и надежду на то, что езда вряд ли будет скучной.
Первопроходцем и открывателем нового класса можно смело назвать Ауди РС КУ3. Фольксвагеновцы, правда, немного поскромничали: при объеме двигателя на пол литра больше и дополнительном цилиндре «Эреска» уступает «Сорок пятому» 50 лошадиных сил, что довольно странно, ведь на Audi TT RS и Audi RS3 данный турбомотор развивает 340 лошадок. Видимо сказалось отсутствие конкуренции на момент появления RS Q3 или в Ауди просто не ожидали, что отделение AMG осмелится выжимать с двух литров 360 л.с. на серийном моторе.
Основная разница во внешности между дуэлянтами тест-драйва заключается в том, что Audi RS Q3 своими пропорциями старается блюсти законы жанра кроссоверов, тогда как Mercedes GLA 45 AMG даже не пытается строить из себя «проходимца», предпочитая более стремительный облик в стиле хот-хэтчей. В какой-то степени, с учетом весьма ограниченных внедорожных возможностей подход Мерседеса выглядит более честным, хотя, не спорим, найдутся поклонники и у более брутального облика Ауди.
Поначалу кажется, что салон RS Q3 выглядит довольно скромно, однако виной тому незатейливые обводы и линии классического интерьера — дальнейший детальный осмотр в ходе данного сравнения выявляет ничуть не менее качественные материалы, чем в GLA 45. Можно даже похвалить ингольштадтскую модель за то, что она имеет свой собственный салон, а не от соплатформенной Audi S3, ведь интерьеры Мерседесов CLA 45 и GLA 45 идентичны. Тем не менее оригинальность интерьера Ауди, ровно как и ее внешность — очередная попытка убедить всех в том, что RS Q3 есть нечто большее, чем просто хорошо знакомая всем «трешка» с увеличенным дорожным просветом. К минусам подобного подхода отнесем высоко установленные (если причислять RS Q3 к спортивным автомобилям) сиденья с незначительной боковой поддержкой.
Несмотря на меньшую колесную базу, лучшим простором на задних местах обладает именно Ауди. Спасибо кроссоверному силуэту с большей габаритной высотой. Мерседес ГЛА 45 АМГ хоть и прибавил в пространстве над задними пассажирами 19 мм, по сравнению с А-классом, но этого по-прежнему недостаточно, для того чтобы не чувствовать себя стесненным. Багажники обоих подопечных далеки от идеалов народных хэтчбеков: внушительная погрузочная высота и зауженные проемы вкупе с далеко не рекордными объемами вместилищ мешают причислить RS Q3 и GLA 45 к разряду крепких хозяйственников. Впрочем, по меркам классических спорткаров наша парочка являет собой верх практичности и расстроит лишь при попытках перевезти откровенный негабарит.
В этот раз мы просто не можем не осветить на тест-драйве тему владельцев сравниваемых машин, потому как ими оказались (впервые в истории TOPRUSCAR) исключительно представительницы прекрасного пола. Хозяйкой Mercedes GLA 45 AMG оказалась русская красавица, недавно переехавшая всей семьей на ПМЖ в Европу. И как это у нас обычно водится, Мерседес был подарен сильной половиной человечества — ее мужем, с которым, кстати, в лихие девяностые пересекался один из сотрудников TRC. Обратная противоположность — владелица Audi RS Q3. Как говорится, немецкой фрейлине, к счастью, говорящей по-английски, ничто экстремальное не чуждо. Прыжки с парашютом, горные лыжи и пара мотоциклов эндуро в гараже — вот далеко не полный список ее увлечений. И что примечательно, также будучи замужем, свой Ауди она покупала на свои кровные (работает программистом в одной известной компании), а не получала в подарок.
Своими машинами девчонки полностью довольны, даже из немки, окончившей несколько курсов экстремального вождения, выудить какие-либо негативные стороны о ее железном коне было решительно невозможно. Вот вам и психология: мужики никогда не стыдятся освещать в ходе тест-драйвов подмеченные недостатки своих любимцев, что, в общем-то, нормально, ведь в технике все построено на компромиссах. Зато какой щенячий восторг у обладательницы GLA 45 AMG вызвал выигрыш ее машинки в парном старте с места. Победа Мерседеса ожидаема — «сорок пятый» мощнее и легче «эрески». Просто мы не ожидали, что преимущество будет столь подавляющим и к первой сотни составит около четырех корпусов.
К счастью, на высокой скорости Ауди КУ3 РС уже не выглядит настолько менее заряженной, чем Мерседес ГЛА 45 АМГ: спасибо более коротким высшим передачам и лучшему коэффициенту обтекаемости. Если коэффициент Cx у базового GLA равен 0,28 против 0,32 у обычной Q3, то для спортивных модификаций значатся цифры 0,34 и 0,33 соответственно. А если бы у нас на тест-драйве был Mercedes GLA 45 AMG в исполнении Edition 1 с задним спойлером, то цифра увеличилась бы до 0,35. Впрочем, обвинять Мерседес в худшем аэродинамическом совершенстве не будем, наверняка подобное ухудшение, по сравнению с базовыми версиями, связано с желанием обеспечить большую прижимную силу и, как следствие, повысить стабильность движения, что для спорткара — не пустой звук.
Конечно, Мерседесы A и CLA класса, на базе которых построен GLA — машины достойные, и в отношении последнего мы ожидали, что слегка увеличенный центр тяжести не испортит найденного в A и CLA баланса управляемости и плавности хода, но мы ошиблись и ошиблись в лучшую сторону. Поездив на «сорок пятом» в различных режимах, у нас сложилось стойкое ощущение того, что именно модели GLA были отправной точкой при разработке данного семейства компактных автомобилей Mercedes. То, что шумоизоляция кроссоверов оказалась лучше, чем у аналогичных хэтчбеков и седанов, можно объяснить более высоким статусом Mercedes GLA, но более комфортное шасси при отсутствии каких-либо ухудшений в плане управляемости — такого на соплатформенной модели с приподнятой подвеской мы еще не встречали.
В результате вести GLA 45 AMG на скоростях около 150 км/ч можно без какого-либо напряга даже по покрытию не самого лучшего качества. Ходовые повороты в радость, а самым заядлым спортсменам эмоции понизит лишь чуть более высокая, чем в А-классе, посадка, но это все равно лучше меньшей стабильности «ашек» на неровных поверхностях. Порадовало рулевое управление, оно по-мерседесовски легкое, но, тем не менее, обладает достаточным уровнем реактивного действия на руле, по которому легко определить предел сцепления передних колес в повороте, да и нулевое положение руля настроено в высшей степени грамотно.
На фоне «сорок пятого» GLA тест-драйв Audi RS Q3 — классический пример приподнятого хэтчбека над дорогой с большей габаритной высотой. Все попытки ингольштадтских инженеров формулируются гиппократовской фразой «Не навреди» и были направлены на максимальное нивелирование последствий повышенного центра тяжести и увеличенной снаряженной массы. С поставленной задачей кудесники Ауди справились на отлично. Если не брать в расчет менее цепкие сиденья и не самый практичный руль, срезанный внизу по хорде, то уровень эмоций ничуть не хуже, чем в Мерседесе. Единственным обстоятельством, напоминающим факт управления кроссовером, созданным на базе хэтчбека, явилась плавность хода, которая была ощутимо жестче мерседесовской поступи. Отчасти в этом были виноваты опциональные диски под резину 255/35 R20 против 235/45 R19 у ГЛА, но что-то нам подсказывает, что более тяжелый и высокий RS Q3 изначально настроен более жестко для придания ему соответствующей живости и подвижности спортивного характера.
После недавнего тест-драйва Mercedes CLA 45 AMG мы всеми правдами и неправдами старались попасть именно на тот гоночный трек, где CLA в полной мере продемонстрировал свой бойцовский характер. Нам это удалось, и пока ощущения от компактного седана еще не успели остыть, нюансы и отличия аналогичного кроссовера были заметны, как никогда раньше. Скажем сразу: гоночная трасса — единственное место, где GLA 45 AMG не в состоянии продемонстрировать преимущество над CLA и A классом. Законы физики неумолимы, и за все приходится платить. Именно здесь при попытке приблизиться к предельным возможностям шасси, как молочные чернила на бумаге начинают проступать лишний вес и высокий центр тяжести, вызывающие ощущение недостаточной четкости и размазанности реакций.
Справедливости ради, заметим, что по меркам кроссоверов «сорок пятый» утюжит трек просто блестяще, но для спорткара с индексом AMG хотелось иметь большего, особенно когда вспоминаешь о CLA 45 в исполнении Edition 1. С другой стороны, верно и обратное утверждение: только на треке заряженный CLA способен с лихвой оправдать более низкий уровень комфорта, чем в GLA, а покатушки на автодромах даже у владельцев заряженной техники встречаются далеко не каждый день, если вообще встречаются.
Катализатором сравнительного тест-драйва выступил Audi RS Q3, который оказался настолько бесхитростным, что своей навязчивой склонностью к недостаточной поворачиваемости уже не расстраивал, а просто веселил заядлых гонщиков из числа команды TOPRUSCAR, умудряясь при этом показывать неплохое время круга. Проигрыш оппоненту был равен полторы секунды с круга, а экстремальному CLA ингольштадтский кроссовер проигрывал уже более 3-х секунд. Но основной претензией была даже не ярко выраженная переднеприводная управляемость, к которой все были готовы, а искусственный уровень усилия на перетяжеленной баранке. И когда только в автопроме научатся делать легковесные и информативные рули, как в Peugeot 406?
Тормоза — вот конек Audi RS Q3. Передние диски диаметром 365 мм с волнообразной кромкой, позволившей сбросить килограмм неподрессоренных масс с каждого колеса, даже внешне впечатляют больше 350-миллиметровых круглых в Мерседесе. На практике подобная разница позволяет получать максимальное замедление в отсутствие каких бы то ни было мыслей о перегреве. Конечно, на треке можно раскалить любые диски, но на GLA 45 о температуре тормозов начинаешь думать сразу после первого боевого круга, тогда как эффективность замедления RS Q3 начинала падать после трех и делала это не столь прогрессивно, как в Мерседесе, что для негоночного автомобиля можно признать великолепным результатом.
Подводя итоги данного тест-драйва, сразу поясним, что Mercedes GLA 45 AMG победил, благодаря более легковой концепции, которую изначально выбрали в Штутгарте и, по нашему мнению, были абсолютно правы. В то время как в Ауди делали приподнятую версию S3 Sportback, основной задачей Мерседеса являлось скрыть ото всех, что модель GLA не просто более комфортная версия А-класса, а настоящий кроссовер. Им это удалось, и ничего плохого мы в этом не видим. Очевидные преимущества моделей Mercedes GLA, вероятно, осознают и в BMW, прекрасно понимая, что делать на базе нынешнего, откровенно внедорожного BMW X1 версию M уже не имеет смысла. Наделить BMW X1 M проворством GLA 45 AMG без существенного ухудшения плавности хода вряд ли получится. Кстати, новый X1 с поперечным расположением двигателя, недавно замеченный на тест-драйвах в Нордшляйфе, имеет более приземистый силуэт, больше напоминающий именно GLA, а не своего предшественника.
Напоследок такая ситуация. Услышанные особенности обоих кроссоверов вызвали недоумение у владелицы Мерседеса, которая считала, что именно Audi RS Q3 является более спортивной в виду ее жесткой подвески, а тяжелая педаль тормоза Mercedes GLA 45 AMG сделана такой исключительно для таких как мы, любящих носиться сломя голову, и наверняка означает большую эффективность тормозов. И, только не смейтесь, чего хочет женщина — того хочет… маркетолог. Эти ребята прекрасно понимают и чувствуют все веяния в тех или иных целевых группах, и если для превращения машины в спорткар можно обойтись лишь более жесткой подвеской, то так оно и будет. В общем, Боже, храни инженеров, испытателей и всех тех, кто знает и понимает, что жесткая подвеска — это не самое главное в настоящем driver's car.
Фотографии компаний Audi и Mercedes
Комментарии ()
Чтобы оставлять комментарии, требуется авторизоваться.