Шум

Красавица Alfa Romeo 4C – автомобиль уникальный, ведь предыдущие суперкары с углепластиковым кузовом, побывавшие на наших тест-драйвах, имеют намного большее число цилиндров, лошадей и продаются за совсем другие деньги. В Альфе же всего 240 сил наддувной «четверки» и около 3 миллионов рублей начальной цены – сущие пустяки по меркам класса! Но может не стоило все так усложнять? Схожий по характеристикам Lotus Elise S вполне обходится алюминиевой коробчатой рамой и весит ничуть не больше. А немногим более крупный Porsche Cayman хоть и не может похвастать тонной «снаряженки», зато предлагается за относительно скромные 2566000 рублей в России. Спасибо более традиционному несущему кузову и огромной мощности, нет, не двигателя, а могучего немецкого концерна.

Если честно, то данный тест-драйв мог состояться несколько раньше, но уж очень не хотелось сравнивать 4C с Кайманом и Элиз, которые, пусть и в других версиях, но все же побывали участниками наших сравнительных тестов. Поэтому решили заменить, хотя-бы Lotus, схожим Opel Speedster Turbo. А так как опелевский суперкар закончили выпускать в 2005 году, пришлось потратить пару месяцев на поиски варианта в идеальном состоянии.

Что и говорить, в Италии умеют делать красивые машины. Даже черная сеточка на фарах, которая в любом другом авто казалась бы исчадием колхозного тюнинга, на Альфе выглядит вполне гармонично, прекрасно сочетаясь с черными передними стойками и подводкой боковых окон. Кажется, итальянцы просто взяли и непринужденно нарисовали очередной спорткар, тогда как в немецких конкурентах чувствуется математический просчет каждой линии. Кстати, тема непринужденности была и у Порше, но в середине нулевых сошла на нет, оставив в прошлом фары а-ля «яичница-глазунья» и округло-игривые интерьеры. Видимо сей стиль оказался неподвластным национальному характеру и это, наверное, неплохо. Зато теперь дизайн Порше Кайман отточен до звона.

Если в тест-драйве Porsche Cayman первого поколения были замечены некоторые дизайнерские несуразности, вызывающие ряд вопросов, то теперь суперкар повзрослел и не оставляет поводов для критики. Чего, к сожалению, нельзя сказать об Opel Speedster. Видимо, борясь с пенсионерским имиджем марки, немцы немного перестарались, создав экстремально-гоночный облик, смотрящийся на дорогах общего пользования довольно аскетично и чужеродно. А когда повернутые в вираже передние колеса обнажают узенькую до неприличия шину, становится совсем скучно и утилитарно. В Альфа Ромео, ровно как и в Порше, передние шины тоже уже задних, но ширина 205 и 235 мм соответственно не идет ни в какое сравнение с жигулевскими 175 миллиметрами Опеля. При этом на ВАЗовской классике подобная ширина сочеталась с 13-ым посадочным радиусом и смотрелась, как само собой разумеющееся, но 175/45 R17 у Спидстера – зрелище не для слабонервных.

С одной стороны, сравнивать интерьеры Опеля и Альфы в рамках данного тест-драйва не совсем корректно: все-таки между спорткарами более 10 лет эволюции, но с другой… В спартанском интерьере Опеля чувствуешь себя более естественно и уверенно, чем в Альфе. Красивые итальянские кресла на поверку оказались излишне широкими, что мешает надежной фиксации пилота в виражах, красивая передняя панель дышит под рукой, а опять же красивый руль зачем-то стесан в нижней части. В стесненных условиях вращать тяжелую без усилителя баранку неправильной формы особенно неудобно. Ведь невысокая, с 2,8 оборотами от упора до упора, чувствительность (для сравнения, у Alfa Romeo 156 GTA – 1,75 оборота) предусматривает руление с перехватом рук, а сделать управление более острым помешало отсутствие усилителя, не вписывающегося в концепцию подобных машин.

В общем, стилистическое совершенство Alfa Romeo 4C было уравновешено эргономическим превосходством Opel Speedster Turbo, тем более что один дизайнерский прокол итальянки на фоне всеобщего великолепия особенно бросается в глаза. Речь идет об аляповато вписанной в извивы передней панели магнитоле. Видимо, изначально планировалось что-то изящное, как в современной Alfa Romeo Giulietta, но потом, как водится, не хватило и вставили то, что было. В этом плане Опелю намного проще: его «практиш-квадратиш» интерьер легко примет любую магнитолу прямоугольной формы. А чтобы у вас не создалось впечатления, что мы излишне придираемся к Альфе, достаточно пересесть в Porsche Cayman, где даже почти базовая комплектация не позволила обнаружить экономии на каких-либо мелочах – и все это, напомним, от 2 555 000 рублей. Неудивительно, что после этого ненавидеть дорогущий углепластик в 4C стали даже самые заядлые поклонники всего экстремального из числа команды TOPRUSCAR.

А почему, собственно говоря, итальянцы выбрали карбон? Не лучше ли было взять готовую концепцию Лотуса, как это сделали в Опеле? Во-первых, на базе Лотуса и так уже построены, помимо выше упомянутого Опеля, такие модели, как электрические Tesla Roadster, экстремальные Hennessey Venom и даже подводный концепт Rinspeed sQuba. Не многовато ли? А во-вторых, у Альфы уже была мелкосерийная Alfa Romeo 8C с карбоновым монококом. Именно поэтому младшую модель со схожим буквенно-цифровым обозначением решили наделить технологиями более эксклюзивной «восьмерки».

Некоторые журналисты частенько поругивают Porsche Cayman с 275-сильным мотором за несоответствие высочайшего потенциала шасси относительно скромной мощности двигателя. Мы тоже в свое время на тест-драйве немного пожурили Porsche Boxster с начальным мотором. Однако факт остается фактом: несмотря на оптимизм заявленных цифр, ни Alfa Romeo, ни тем более Opel, так и не смогли (в нескольких попытках) разгоняться быстрее Porsche, а на скоростях выше 200 км/ч Cayman и вовсе уходил в отрыв.

Но если судить по эмоциям, то однозначным победителем является Speedster Turbo и главная причина – шум и резкость, ругать за которые Опель, все равно, что ругать какой-нибудь Кадиллак 50-х годов за излишние крены в поворотах. Мотор азартно ревет настроенным выхлопом, механическая коробка передач переключается с гоночным лязганьем, при этом сами ходы рычага и четкость – великолепны. Сдержать ненужную пробуксовку задних покрышек на первой скорости крайне сложно, поэтому при переходе на вторую кажется, что ускорение только возросло, а уж отлавливать на 1 и 2-ой передаче виляющий задок – удовольствие недоступное другим участникам сравнительного тест-драйва.

Шума в Альфа Ромео 4С немногим меньше, чем в Опеле, но звук самого малолитражного мотора в трио простоват, а главным сдерживающим фактором является робот, берегущий свои сцепления при максимально интенсивном разгоне, и делает он это неспроста. Коробка передач была взята от дизельного хэтчбека Alfa Romeo Giulietta, где в обязанности робота, понятное дело, не входили молниеносные переключения при езде в стиле «с места в карьер». Как следствие, тест-драйв Alfa Romeo 4C открыл, что она обеспечивает более стабильный, но при этом менее захватывающий и будоражащий кровь, разгон. Справедливости ради отметим, что динамика итальянки ничуть не хуже Спидстера и составляет примерно те же 5,5 секунд. Однако если для пары Альфа-Опель полученные цифры означают проигрыш заявленным характеристикам, то для Porsche Cayman это безоговорочная победа и очередное доказательство честности инженеров Порше при указании официальных данных своих машин.

После такого обвинять Кайман в недостатке эмоций уже не хочется. Да, так понравившаяся нам Porsche 911 (991) Carrera S значительно интересней, но создавая начальную версию своих спорткаров, в Штутгарте, не в последнюю очередь, думали о повседневной эксплуатации. А раз динамика ускорения по цифрам не хуже, чем у более экстремальных конкурентов, так не выбрасывать же теперь дополнительную звукоизоляцию. Просто чтобы пробить каймановский уровень комфорта до уровня легковесных соперников данного тест-драйва, необходимо иметь мотор в полтора раза большей мощности, а такого нет даже у старшей модификации Porsche Cayman S

Езда по дорогам общего пользования расклада сил не меняет. В адрес Opel Speedster Turbo можно сказать одно: гоночный болид с официальным разрешением на передвижение за пределами треков. То есть теоретически до гоночной трассы можно добраться своим ходом, после чего с головой окунуться в автоспорт, а затем живым и невредимым (желаем всем) вернуться назад. Если бы не одно «Но». Любое расстояние более полусотни километров, пройденное со скоростью более 100 км/ч, вызовет такое количество впечатлений, что на саму гонку сил может и не остаться, не говоря уже о возвращении назад. В общем, тест-драйв Opel Speedster Turbo наглядно доказал, что он является ярким представителем транспортных средств ограниченного использования, что-то вроде литрового супербайка – пульнул на выходных и забыл на целую неделю. Так безопаснее.

Однако если вы жить не можете без мото… то есть машин подобного класса, свой взор можно смело положить на Alfa Romeo 4C. Нельзя сказать, что это Harley-Davidson, но чувствуется – итальянцы были довольно сильно озабочены комфортабельностью своего детища. В Альфе тоже шумно и тряско, но в отличие от Опеля, гоночных ассоциаций здесь минимум, а низкий уровень комфорта воспринимается, как жертва стилю. Красоваться можно хоть каждый день – не устанете, но за ценителя высокого стиля и спортивных автомобилей сойдете, это точно.

Поездка в относительно спокойном стиле на Porsche Cayman убивает вопросы лимитированной эксплуатации в самом зародыше. Даже не верится: только что мы пытались уловить нюансы в Альфе, отмечая более мягкую подвеску, плавность реакций и стабильность движения по прямой, а тут просто сел, поехал. Лимузин, да и только: благородный тембр оппозитной шестерки, жесткая, но при этом достаточно длинноходная и энергоемкая подвеска, удобное рулевое управление, в меру легкое и чувствительное. А главное, что облагороженный Кайман не лишает чувства управления стопроцентным спорткаром. В этом плане схожие по энерговооруженности Audi S3, BMW M135i и прочие заряженные хэтчбеки выглядят машинами из другого мира, мира скоростных ограничений, «лежачих полицейских» и прямолинейных расстояний между пунктами А и Б. Мы же предпочли отправиться в мир криволинейных расстояний из пункта А в пункт А, то есть на гоночную трассу.

Трек просто необходим для окончательного вердикта сравнительного тест-драйва, ведь на обычных дорогах проверять предельные возможности центральномоторных спорткаров с высочайшим запасом устойчивости в поворотах, мягко говоря, небезопасно. И первый же поворот, в котором один из коллег возжелал узнать, как ведет себя в скольжениях Opel Speedster Turbo, доказал правильность наших предостережений. Оказалось, что Спидстер не приемлет никаких других приемов пилотажа, кроме как кольцевого с четко выверенными траекториями. Любые провокации типа резкого сброса газа или раскачки непременно приводят к развороту. Зато при соблюдении всех норм управления спортивным автомобилем на сухом асфальте – Опель вне конкуренции. Нам даже показалось, что спереди можно было поставить более широкие шины для еще большей скорости на входе в виражи, но тогда бы Опель Спидстер Турбо был подвластен лишь пилотам с гоночным опытом, а это противоречит идеологии гражданского автомобиля. В общем, колоссальная острота и цепкость шасси вкупе с соответствующим набором ощущений были дополнены относительно безопасной недостаточной поворачиваемостью и не самым мощным мотором в трио. Именно последние два обстоятельства и помешали Опелю показать лучшее время круга.

Управлять итальянкой намного проще. Как это ни странно, но схожая по массе Alfa Romeo 4C имеет мало общего с повадками Опеля. Видимо большая колесная база, а главное колея, которая шире таковой не только на Спидстере, но и на более крупном Каймане, так сильно сгладили характер 4C. В результате лучшее время круга соседствует с неоднозначными эмоциями. С одной стороны, управляемость Альфы максимально приближена к гражданским автомобилям, что позволяет вести ее в относительно расслабленной манере. С другой, на таком фоне начинают возникать вопросы к комфорту. Если все так плавненько, то почему так шумно и тряско? Ради чего все это? Даже умение Альфы мести хвостом после откровенной провокации воспринимается, как тонкая коммерческая подоплека в расчете на эффектные фото для различных автомобильных изданий.

Porsche Cayman – совсем другое дело. Характер его шасси наиболее нейтрален, и о недостаточной поворачиваемости в нем практически не вспоминаешь, а еще более широкие шины награждают спорткар лучшей эффективностью торможения. Конечно, недостаток мощности на гоночном треке особенно бросается в глаза, и именно этот факт помешал Кайману победить в скорости прохождения круга. Тем не менее управляемость Порше более сбалансирована и азартна, чем у Альфы, и в сочетании с соответствующим уровнем комфорта вызывает намного меньше вопросов. Можно в очередной раз констатировать, что инженеры концерна Porsche создали золотую середину между экстремальным и требовательным Опелем и покладистой Альфой. Дополнительно хочется отметить электромеханический усилитель Каймана, обеспечивающий реактивное усилие на уровне рулевых управлений Спидстера и 4C, лишенных сервоприводов, максимально четкие реакции на газ у атмосферного мотора, а также великолепную работу робота PDK, к которому очень сложно придраться в каких бы то ни было условиях движения.

С точки зрения обычного водителя, захотевшего купить настоящий спорткар, воспринимать Opel Speedster Turbo (если бы он продолжал выпускаться) сложнее всего. Его идеология расположена максимально близко к гоночному треку и не терпит компромиссов. Но если вы не понаслышке знаете, что такое настоящая активная езда, то мы смело рекомендуем Lotus Elise S, благо вопрос о прекращении его выпуска не стоит. Если не для трек-дней, то хотя бы для прострелов по выходным. Прародитель Спидстера не столь строптив, но подарит не меньше захватывающих эмоций.

Прекрасная Alfa Romeo 4C не будет требовать у водителя гоночных навыков, а с включенной системой стабилизации устроит даже новичка, захотевшего поиграть в пилота Формулы-1. Однако именно излишняя расчетливость и желание угодить всем и сразу не дали итальянке запасть нам в душу по ходу данного тест-драйва. Место темпераментной «четверки» где-нибудь возле ночного клуба или казино, но никак не на гоночном треке, где она, безусловно, быстра, но и наименее интересна в разрезе представленного трио.

То, что по очкам победит Porsche Cayman, мы не сомневались, но очередная попытка взглянуть на спорткар Порше начального уровня привела к осознанию того, что претензии к недостаточной динамике – не более чем придирки, связанные, прежде всего, с недостатком рева, лязга, свиста и т.д. В общем, всего того, что называется шумом и чем так обильно насыщены два других участника данного сравнения. При ином подходе и смещением приоритетов в другую сторону, в адрес Порше наверняка бы посыпались обвинения более серьезного характера, по сравнению с которыми нынешняя критика – не более чем каприз избалованных мальчишек, желающих заиметь все более совершенную игрушку.

Фотографии компаний Alfa Romeo, Opel и Porsche

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ

Комментарии ()

  1. Владимир Котеночкин 22 ноября 2020, 15:00 # 0
    История все расставила в соответствии с вердиктом данного тест-драйва. Альфа 4с и Опель Спидстер уже сняты с производства и не получили продолжения, а Кайман, сменяя поколения, продолжает выпускаться и по сей день.
    1. Максим Скифский 12 марта 2023, 18:24 # 0
      Сейчас такое даже сложно представить, но Альфа Ромео 4С продавалась и у нас в России в середине 2010-х годов. Да и цена немногим за 4 миллиона рублей теперь не выглядит запредельной.

      Чтобы оставлять комментарии, требуется авторизоваться.

      Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить Вашу работу с веб-сайтом и обеспечить безопасность Ваших личных данных. Просматривая наш веб-сайт, Вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie, а также с нашей Политикой конфиденциальности.